А. Рахманов (Есин) (sinologist) wrote,
А. Рахманов (Есин)
sinologist

Category:

Коммунист ли Мао Цзэдун?

Последнее время я довольно часто сталкиваюсь с мнениями определённой группы пользователей жж о роли Мао Цзэдуна в китайской революции как таковой и его влияние на развитие левой мысли в мировом масштабе. Все эти пользователи, как уже понятно, довольно положительно оценивают и личность Мао и его жизнедеятельность. Прекрасно понимаю, что добрая половина этих пользований о Мао толком ничего и не знает, да и книжек о нём не читала, не говоря уже о серьёзном изучение его жизнедеятельности. Интересно же то, что и среди тех пользователей жж, которые даже пишут и публикуют статьи и книги на исторические темы, серьёзно занимаются иследованиями проблем социализма, тоже есть такие, которые положительно оценивают роль Мао в китайской революции и в мировом коммунистическом движении в целом. Один жж пользователь мои “стоны о культурной революции” даже сравнил со стоном о “хрусте французской былки” таким модным нынче в путинской России.

Ни в коем случае не претендуя на глубокое понимание явления (это трудно назвать учением) маоизма, а лишь опираясь на личный интерес к истории советско-китайских отношений, и истории международного коммунистического движения, рассмотрев некоторые малоизвестные факты биографии Мао Цзэдуна, я попытаюсь кратко обосновать своё мнение по вопросу, недавно заданному мне тов.Коммари.

Ветеран и один из основателей КПК Ли Да, однажды в частном разговоре ещё до начала Культурной революции рассказывал что, это он пригласил Мао представлять провинцию Хунань на I съезд китайских коммунистов. Перед открытием съезда выяснилось, что ни Мао, ни другой хунаньский представитель Хэ Шухэн, не являются членами коммунистических групп, из которых и замысливалось создать партию, а лишь являются членами Союза социалистической молодёжи (создан в  августе 1920 г. в Шанхае). Следовательно ни Мао, ни Хэ не имели права присутствовать на съезде, но им было разрещенно остаться. Мол, уж если приехали, то оставайтесь (Ли Да)

С  началом Культурной революции Ли Да поплатился за свою “болтовню” и был  убит.

Согласно установленным правилам, все члены КПК вступали и вступают в партию по чьей-либо рекомендации. В истории КПК исключение составляли лишь Чень Дусю, Ли Дачжао и некоторые другие революционеры: рекомендациями им служили их связи с III Интернационалом и особые отношения с партией большевиков Советской России. Но до сих пор остаётся не ясным - кто дал рекомендацию для вступление в КПК на то время ещё малоизвестному молодому активисту Мао . Это можно считать одной из самых таинственных загадок КПК, как бы пафосно это не звучало.

Известно, что во время VIII cъезда КПК в 1956 году, при проверке мандатов депутатов, Мао Цзэдун в графе “год вступления в КПК” лично написал 1920. Говорят, что когда его спросили о том, кто его рекомендовал в партию, Мао ответил, что у него не было рекомендующего лица. Далее, всё ещё сильнее запутывается: Лю Шаоци, будущий председатель КНР (1959-1968 ), в 1920 году, был одним из первых членов только что созданной хунаньской ячейки Союза социалистической молодёжи, мог также подтвердить, что на то время Мао не состоял в этой самой ячейке. Но, на то время власть Мао была уже настолько велика, что никто не осмелился продолжить дознание. В общем, очевидна подтасовка фактов. И цель этой подтасовки - выдать Мао за одного из основателей КПК. Хотя официально считается, что КПК была создана в 1921 году, но есть и документы, указывающие на то, что партия была создана в 1920 году. В св оих отчётах в Москву, представитель Коминтерна Григорий Войтинский писал о работе Шанхайского бюро КПК. Чжан Тайлэй, член КПК и руководитель Кантонского восстания 1927 года, в своём докладе от 1921 года Коминтерну писал, что самая ранняя ячейка КПК была созданна в мае 1920 года. То есть получается, что и дата рождения КПК 1 июля 1921 не совсем реальна и вполне возможно выб рана что бы было удобнее зачислить Мао в ряды основателей партии.

Эти сведения мною взяты из различных китайских источников, и показывают лишь то, что формальная партийность Мао уже под сомнением: как он стал “коммунистом” всё-таки остаётся непонятным.

Здесь я не буду много говорить о поведение Мао во время янтияпонской войны, лишь отмечу что, коммунист - значит интернационалист. Активные действия яньаньских отрядов Мао против японцев могли бы оказать огромную помошь СССР в первые годы войны. К сожалению этого не случилось. Мао предпочитал отсиживаться и участвуя лишь в мелких стычках с Гоминьданом и как можно сильне е избегая японцев.

Не стоит и упоминать о его “деятельности” с середины 1950-х годов вплоть до его смерти. Десятках миллионов пострадавших и просто умерших от голода во время политических и экономических экспериментов и последующей Культурной революции развязанной Мао здесь также не будем упоминать дабы не привлечь гнева жж “ историков левого толка”. Смерть и страдания людей могут и пр авда с легкостью быть приравнены к французской булке: это ж было так давно и далеко. Да и под крастным же флагом ходил Мао!

Считаю, что и чисто с человеческой точки зрения Мао вряд ли можно считать коммунистом: слишком кровава его “культурная” революция.

Это уже не говоря о том, что и отцы-основатели, Маркс и Энгельс, к которым сам Мао постоянно примазывался, вряд ли одобрили такого “последователя”.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments