Eсин (sinologist) wrote,
Eсин
sinologist

Тяга к власти

Одним из самых сложных вопросов при оценке культурной революции в Китае , я думаю, является вопрос о причинах, по которым Мао Цзэдун инициировал то, что в дальнейшим и было названо культурной революцией. Точный ответ на этот вопрос получить уже вряд ли когда-то получится: Мао мёртв, а все догадки лишены каких-либо точных доказательств. Нельзя опираться и на доводы современных последователей и стороников идей маоизма – это не будет объективным.

Правильным будет, опираясь на события того времени и  поступки самого Мао,  попытаться сделать выводы.

В самой КНР среди современных иследователей жизнедеятельности Мао есть три основных мнения о том, почему он решился на инициирование культурной революции.

Есть такие, которые считают, что причину нужно искать в разногласиях Мао и Лю Шаоци, как представителей верхушки КНР, по основным политическим и тактическим вопросам. Некоторые считают, что Мао не мог смириться с ревизионисткими намерениями Лю и его сторонников   отойти от начальных идеалов революции,  и  решился на меры, которые  помогли уничтожить оппонентов и выправить революционный курс. Следовательно есть такие, которые верят в намерения Мао-революционера  встать на отпор ревизионизма и за.

Есть и такое мнение, что в культурной революции нет ничего революционного и культурного: это ни что иное, как лишь борьба небольшой кучки главенствуюшей верхушки КНР за власть. Власть в стране постепенно начала переходить в руки других людей и Мао ничего не оставалась как лишь инициировать движение, которое бы помогло ему избавиться от своих противников.

Большинство китайских иследователей придерживаются же мнения, что всё произошедшее – это смесь из разногласий по идеологическим вопросам и политическому курсу страны  и борьбы за власть. В ходе строительства нового государства возникает масса вопросов. Руководство, естественно, имеет различные мнения на то, как эти вопросы должны решаться. Постепенно разногласия перерастают в другую стадию, спорящие стороны становятся непримиримыми врагами: затронут вопрос собственного достоинства и могущества. Когда соприкасаются сильные личности или те, кто стремятся к власти, обязательно рано или поздно наступит раскол между ними. К тому же, в данном случае,  после того, как провал Большого скачка стал очевиден, то и раскол в руководстве КНР стал неизбежен: Мао нужныв были оправдания.

На VII cъезде КПК Лю Шаоци был официально объявлен соратником Мао и его приемником. Но не смотря на это, между ними сразу же вскрылись  разногласия. Лю говорил об укрепление и дальнейшем развитии новой демократии. Мао же мечтал о скачке вперёд . После смерти Сталина Мао видел себя  приемником Сталина. Личные данные имеются, проблема лишь с экономикой: слаб Китай по сравнению с СССР.  Тогда и был дан клич «Перегоним Англию!». На самом же деле, до Англии Мао дел на то время не было: перегнать нужно было хрущёвский СССР.

На его пути был Лю, его Мао и решил убрать. Это уже хорошо известный факт, что задолго до начала культурной революции Мао  начал собирать информацию об аресте милитаристами Лю в 1920-х годах, которая бы могло его скомпрометировать. И итоге Лю был объявлен ренегатом и изменником. Говорят, в Лю Мао видел китайского Хрушёва, который также мог бы развенчать и его самого. Культурная революция помогла Мао физически уничтожить Лю, что и открыло Мао дорогу к полному контролю над руководящими органами страны.
Интересен тот факт, что в самый разгар культурной революции можно было критиковать всех и вся включая Лю Шаоци. Но сам Мао был в не критики. Те, кто осмеливался высказать сомнения в линии Председателя Мао - кончали плохо.

Исходя из всего вышесказанного, вера некоторых в «революционность» Мао меня удивляет.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment