А. Рахманов (Есин) (sinologist) wrote,
А. Рахманов (Есин)
sinologist

Categories:

... ...

_ Пару дней назад, просматривая китнет, на одном из сайтов в рубрике «Сегодня в истории обнаружил упоминание о дате смерти, 15 августа 1666 г. некто иезуитского монаха Иоганна Адама Шалль фон Белля. Кто же он такой, этот фон Шаль, которого в современной кит. историографии зачастую называют под его китайским именем Тан Жован? Кстати, как его имя произносилось в то время, я не берусь сказать, хотя, конечно же, это можно узнать, исходя из системы фаньце (транскрипция чтения иероглифа способом стяжения начального и конечного звуков двух слогов-иероглифов (инициали первого и финали второго) .


_ Иезуит Шалль фон Белль оказался в Пекине на стыке XVI-го и XVII-го веков, и захватил конец царствования династии Мин и начало маньчжурского владычества династии Цин, говоря современным языком в Китае оказался в самое что не на есть смутное время. Как и все иезуиты, опять же говоря современным языком, служащие разведки Папского престола, монах был фанатичным пропагандистом римско-католического мировоззрения. Он, как и большинство иезуитов, носил китайское платье, изучил китайский язык (думаю, трудно установить на сколько хорошо, не говоря ещё и о том, что в первые десятилетия маньчжурского правления в обиходе среди знати был и маньчжурский язык) и выдумал себе китайское имя, как уже было отмечено, Тан Жован. Тан – видимо из-за фонетич. схожести с «Адамом» и Жован – скорее всего одно из написаний «Иоганна», хотя нект. кит. источники проводят параллели с выражением от Мэнцзы, - ван дао эр вэй цзянь чжи – смотреть на Путь (дао) и не видеть его (пути). В сочетании с «жо» «Жован» получается что тот, кто таки видит. Впрочем, нужно уточнить. Но я бы интерпретировал именно так.
_Итак, за свою иезуитскую пронырливость , иезуит Тан хорошо поработал, и в итоге был назначен председателем математического трибунала в Пекине, т.е., вошёл в ту структуру, которая тогда занималась хронологическим расчетами.
Тема эта довольно интересная, и мне пока ещё малопонятная. Но, видимо, с Тана-Иоганна-то и началась катавасия с китайской хронологией. Просто вот уже три года, как урывками работаю над одной вещичкой, где по моей задумке отведётся небольшая роль и иезуитам.
_Можно с уверенностью сказать, что монахи несли «слово Божие», читай, вели скрытую работу по подстраиванию всего и вся к римско-католическому пониманию мироустройства. Понятно, что по ряду причин в Китае не очень-то и любят говорить о влиянии иезуитов на китайскую политику все эти века. Но она, эта роль, конечно же имеет место быть. К примеру, при подписании всем известного Нерчинский договора, толмачами между маньчжурами и московитами выступали не кто иные, как два монаха-иезуита. Чего там иезуиты могли напереводить – уже вряд ли когда можно точно установить. Даже не понятно, действовали они по указивке из Ватикана, или из искренней веры в благое дело. Ясно лишь одно - не мог латинянин работать на благо варваров. А варвары в их представлении, были с обоих сторон. В этом сомнений нет.
Tags: Албазин.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments