Eсин (sinologist) wrote,
Eсин
sinologist

Китай их не забудет...

Вчера знакомый прислал интересный китайский видео-ролик. Песня "Родина не забудет меня".
Мой краткий вольный перевод:

В море людском, кто я такой?
В бурляших волнах, где та капля, которая я?
В Армии Покорения Вселенной, тот безмолвный боец - это я.
В Длинной Реке Славных Дел всегда буду я.
Зачем тебе знать меня лично?
Я молодость Родине отдал.
Горы знают меня, реки знают меня.
Родина никогда не забудет меня...





В этом году исполняется 50 лет с начала отправки китайской молодежи в сельскую местность к беднякам и середнякам на перевоспитание. В то время население КНР делилось по социальному происхождению: бедняками и середняками считались те крестьяне, которые до земельной реформы 1950-х гг., владели небольшими наделами, с которых едва могли прокормиться, и те, у кого земли не было вообще.
Отправлять в деревню так называемую образованую молодежь начали уже ранней осенью 1968 года, но официально это закрепилось 22 декабря 1968 года, когда Мао Цзэдун издал "высшую директиву": "Необходимо, чтобы молодые люди, обладающие знаниями, отправились в сельские районы для получения образования в бедных сельских районах.” (пер. мой)

Ещё задолго до начала отправки молодежи в деревню, в 1955 году, Мао высказывался по данному поводу: "сельская местность - это огромный мир, где можно многое сделать" ( маоизм, кстати, в отличие от марксизма как раз и считает крестьянство ведущей рев. силой). Это заявление председателя КНР в дальнейшем и стало девизом образованной молодежи, "уходящей в горы и отправляющейся в деревню".Кто такая образованая молодежь, чжи ши цин нянь, сокр. чжи цин? Многие считают, что это студенты вузов, на самом деле это не совсем так. Студенты вузов, всё-таки, в массе своей устраивались на работу в городах и проч. местности, а вот школьников средних и старших классов занять было нечем. Производство стояло, зарплаты выплачивали по инерции, можно сказать, страна находилась в состояние хаоса. Некоторая часть тех, кто постарше, ушла в армию, остальные оставались бродить по городам. Вузы были закрыты, податься многим было некуда. С началом Культурной революции, огромное количество политически активной молодежи, пассионариев, по гумилевскому определению, начало представлять серьезную угрозу для политической стабильности в городах и стране, нужно было распылить, слить их политическую и физическую, в прямом смысле этого слова, активность ибо без дела молодежь рвалась всех порвать и всё разметать. Тогда-то с подачи Мао и была запущена общенациональная широкомасштабная кампания нацеленная на мягкое (чисто по-китайски) усмирение молодежной интеллектуальной деятельности. Один из моих знакомых, говоря о том времени, отмечал однажды, что это было время "высокого эмоционального подъёма".

Плохо это было или хорошо?...Думаю однозначного ответа дать не легко. На пример, после 1979-го года было созданно огромное количество худ. произведений основаных на воспоминаниях о прошлом, пережитом (шанхэнь вэньсюе, букв. литература шрамов; в ней описываются «шрамы», оставленные в сердцах людей «Культурной революцией»), судя по которой можно предположить, что это была трагедия не только всего общества, но и молодежи в частности. К слову сказать, в конце 1980-х в СССР вышел интересный сборник переводных рассказов, хороший образец "литературы шрамов". Многие рассказы в сборнике посвящены как раз Культ. рев-ии и образованой молодежи. В интернете есть много фильмов на данную тематику, к сожалению практически без переводов или субтитров на рус. яз-е.
Конечно же, судить о событиях тех лет лишь по худ. произведениям не совсем верно. Западные источники, включая различные "голоса" мне не интересны - врут много.
Современные кит. источники стремятся идеализировать то время, пребывание образ. молодежи в деревне окутано ореолом романтичности. Пафосные и подчас низкохудожественные фильмы о том времени часто можно увидеть на китайских экранах: красивые наивные девушки и симпатичные благородные парни в чистых зеленых военных брюках и френчах прогуливаются по полям и говорят приторные глупости о любви. Что интересно - подобная продукция пользуется спросом.

Мои разговоры с теми, кому сейчас за 60, не дают ясного ответа на то, что это было: плохо или хорошо. Кто-то говорит - зря потерянное время, принёсшее немыслимые страдания и общий регресс. Кто-то говорит, что жизнь и работа в деревне имела смысл. Многие известные китайцы современности, от популярного юмориста Цзянь Куня, до председателя КНР Си Цзиньпина и его окружения - все прошли деревенскую школу. Есть мнение, что появление в деревнях городских школьников, умеющих читать и писать, имело и огромное культурное значение - впервые в кит.истории культура города вошла в контакт с деревенской культурой, крестьяне и горожане лучше узнали друг друга и имели возможность перенять друг у друга лучшие качества.



Может это и так, судить не берусь. Но всё-таки думается мне, что огромный потенциал китайской молодежи мог бы быть направлен в другое русло, не обладай стареющий Мао и его окружение неограниченной властью.
Tags: Китай, Культурная революция, маоизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments