Eсин (sinologist) wrote,
Eсин
sinologist

Увлекательное чтение.

В "Таёжном тупике" Василия Михайловича Пескова, чьи книги по совету гостя из Москвы я начал читать, есть ёмкое и адекватное описание причин церковного раскола на Руси.
Читаем:
" Из-за чего же страсти? Внешне как будто по пустякам. Укрепляя православную веру и государство, царь
Алексей Михайлович и патриарх Никон обдумали и провели реформу церкви (1653 г.), основой которой
было исправление богослужебных книг. Переведенные с греческого еще во времена крещения языческой Руси киевским князем Владимиром (988 г.), богослужебные книги от многочисленных переписок превратились в некий «испорченный телефон». Переводчик изначально дал маху, писец схалтурил, чужое слово истолковали неверно – за шесть с половиной веков накопилось всяких неточностей, несообразностей много. Решено было обратиться к первоисточникам все исправить.
И тут началось! К несообразностям-то привыкли уже. Исправления резали ухо и, казалось, подрывали самое веру. Возникла серьезная оппозиция исправлениям. И во всех слоях верующих – от церковных иерархов, бояр и князей до попов, стрельцов, крестьян и юродивых. «Покусились на старую веру!» Таким был глас оппозиции.
Особый протест вызвали смешные с нашей нынешней точки зрения расхождения. Никон по новым книгам утверждал, что крестные ходы у церкви надо вести против солнца, а не по солнцу; слово аллилуйя следует петь не два, а три раза; поклоны класть неземные, а поясные; креститься не двумя, а тремя перстами, как крестятся греки. Как видим, не о вере шел спор, а лишь об обрядах богослужения, отдельных и в общем-то мелких деталях обряда. Но фанатизм ре-
лигиозный, приверженность догматам границ не имеют – заволновалась вся Русь.
Было ли что еще, усугублявшее фанатизм оппозиции? Было. Реформа Никона совпадала с окончательным закрепощением крестьян, и нововведения в сознании народа соединялись с лишением его последних вольностей и «святой старины». Боярско-феодальная Русь в это же время страшилась из Европы идущих новин, которым царь Алексей, видевший, как
Русь путается ногами в длиннополом кафтане, особых преград не ставил. Церковникам «никонианство» тоже было сильно не по душе. В реформе они почувствовали твердую руку царя, хотевшего сделать церковь послушной слугой его воли. Словом, многие были против того, чтобы «креститься тремя перстами». И смута под названием раскол началась."


Как всё похоже...

Доп: Под вмечателением книги решил посмотреть докфильм "Таёжный тупик. Лыковы" в архиве канала РоссияК. Фильм, кстати, в более развёрнутом виде выложен и на ютютбе . С каким смаком журналист М.Кожухов рассказывает об "умнице Пескове", который умудрился во "время дремучего застоя" опубликовать материал о "людях, которые не включены в чего-то там строительство". В общем, обычные либеральные ужимки и выкрутасы, мы уже к этому привыкли: вряд ли можно другого ожидать о журналистах, обслуживающих тв каналы.
Да чёрт с ним, с Кожуховым, фильм посвящён 85-летию Василия Михайловича, где он сам и комментирует многие моменты и зачитывает отрывки из книги. Говоря о расколе и причинах его, Василий Михайлович был довольно краток:"...царь Алексей Михайлович и патриарх Никон обдумали и провели реформу церкви.", дальше Василий Михайловичв двух словах рассказал о том, что многие этим были недовольны и подались в бега. Вот и всё.Ёмкого и адекватного описания причин раскола не последовало. Вот тебе и разница журналистики "времён дремучего застоя" и времён возрождения православной России. А жаль, реальные исторические факты подтираются в угоду власти.
Советую прочитать книгу. Фильм можно не смотреть.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments